Сергей Лаврентьев: "В этот раз всё прошло как по маслу!"



С 24.10 по 29.10. сего года в Оренбурге прошел кинофестиваль «Восток-Запад». Славен он оказался хорошей программой и звёздным составом гостей. В частности, Оренбург посетил серб Гойко Митич - знаменитый «киноиндеец». Об этом все уже давно знают, как и о том, кто стал победителем фестиваля. С момента события прошло порядком времени, пора порадовать вас, читатели, эксклюзивом – интервью с программным директором фестиваля Сергеем Лаврентьевым. Из него вы узнаете секретные подробности организации кинофестивалей, а также кое-что о проблемах современного кинематографа - «из первых уст».

Когда Вы познакомились с кино? Когда решили, что это – Ваша стихия? Было ли так, что вам хотелось перейти на что-то другое?
Я решил связать свою жизнь с кино ещё в детстве. С 1968 года я стал регулярно смотреть кино, а с 14 лет – вообще всё, что показывали в кинотеатрах моего родного города. Сначала я был актёром в театре. В 1977 году написал вступительный текст во ВГИК, а с 1982 года работал в киноархиве. Во время Перестройки много писал – в основном, литературную критику и рецензии. Посвятил две книги киноискусству – «Клинт Иствуд» (2000) и «Красный Вестерн» (2009). На их основе была создана ретроспектива, которая пользуется большим успехом. Как Вы могли понять, я очень люблю вестерн – это чисто кинематографический жанр кино. Ещё люблю костюмные фильмы, особенно французские. Только не современные! Видел почти всё кино последнего сорокалетия и почти всех великих режиссёров, со многим из которых лично знаком. Кстати говоря, такие знакомства мешают адекватной оценке кинокартин. Боюсь показаться нескромным, но я действительно много знаю о кино – даже читаю лекции в Институте Телевидения и Радио в Москве. К своему нынешнему занятию – составлению программ кинофестивалей – пришёл спонтанно – однажды попросили этим заняться. Кстати говоря, скоро будет фестиваль Тарковского в Иваново.

О, Тарковский – это гений советского кино. «Сталкер» и «Солярис» - это что-то с чем-то… Возникали ли какие-то трудности при подготовке этого фестиваля?
Вы знаете, Тарковский родился в месте, которое сейчас затоплено Волжским морем. Мы хотели провести фестиваль ещё на его семидесятилетие, но, к сожалению, не получилось. Вообще, на фестивале в провинции важна заинтересованность местных органов власти в нём. Сейчас с этим намного лучше чем раньше, но финансовые проблемы всё равно очень мешают.

Возвращаясь к теме составления программ – почему Вы продолжаете этим заниматься? Что важно в Вашем труде?
Теоретические знания и практические навыки хороши, но, поверьте, личные связи куда нужнее – люди охотнее дают права на показ фильмов знакомому человеку, чем кинофестивалю в целом. Кстати говоря, я лично знаю всех авторов, чьи картины принимают участие в «Восток-Западе».

А сколько времени и сил нужно для организации фестиваля, сравнимого по масштабу с «Восток-Западом»?
На подготовку фестиваля обычно уходит около двух с половиной месяцев, но год на год не приходится. В этот раз всё прошло как по маслу.

Вам приходится общаться с огромным числом людей. Но много ли у вас друзей, или это общение дальше обычного знакомства и сотрудничества не уходит?
О, мой друг жизни, друг детства – это отдельная история. Мы постоянно переписываемся с ним, делимся впечатлениями от всех новых фильмов – ещё в детстве вместе киноманствовали. Ещё есть подруга Стина в Норвегии. Вообще у меня много друзей в Скандинавии – там специальные организации занимаются продвижением своего кино на мировом рынке. Занимаются на государственном уровне, хочу заметить.

Вот Вы говорите – много друзей. А кого вы можете назвать другом? Товарища тоже или ваши взаимоотношения должны быть чем-то большим?
Я бы сформулировал так – в случае затруднений друг просит подождать, а бизнес-партнёр – денег.

А что насчёт эксклюзивности и премьерности показываемых фильмов? Действительно ли они важны для фестиваля?
Это требование актуально лишь для больших фестивалей и больших премьер. Но, вообще, для небольших фестивалей нашей страны российская премьера показываемых фильмов считается хорошим тоном.

Не удивлюсь, если Вы мало того, что смотрите всё кино, ещё и посещаете все возможные кинофестивали. Какие любимые мероприятия такого рода Вы можете выделить?
О, один из моих любимых – фестиваль БИФФ в Бусане, Южная Корея. По масштабам он не уступает Каннам.
Берлинский фестиваль – единственный фестиваль, который проводится в большом городе и при этом безукоризненно организован и недорог.
Канны, конечно, событие грандиозное, но жить там очень дорого.
Карловары Вары – тамошний фестиваль становится всё лучше и лучше с каждым годом. Очень маленький город (меньше Оренбурга) – всё под рукой. И при этом один из крупнейших фестивалей в мире.
Из необычных фестивалей люблю мероприятие в норвежском городке Тромсё за Полярным кругом, который проводится в январе. Фьорды, открытый кинотеатр с экраном изо льда (для детей). Кинозалы там забиты до отказа, но всё удобно. На 60 000 жителей городка - 57 000 посетителей фестиваля – сами понимаете значимость этого мероприятия. Из достопримечательностей в городе ещё есть функционирующий кинотеатр 1915 года. А ещё там звёзды не чураются общаться с простыми зрителями.
Фестиваль в Торонто – испытательная площадка для кино со всего мира. Если фильм провалится там, то он с большой долей вероятности не найдёт успеха вообще нигде.

А есть ли у Вас какое-то хобби кроме кино?
У меня не остаётся времени на семью и детей – какое там хобби!

Хорошо. Как Вы смотрите на состояние дел в современной киноиндустрии?
Ох, то кино, которое делают в наши дни, ввергает меня в уныние. Заранее знаешь, что будет на экране через пять минут. К моему великому сожалению профессионализм заменяется компьютером – в результате в фильме не остаётся души. А скудость мысли приводит к тому, что ремейки выходят на порядок хуже оригиналов.

А как Вы относитесь к 3D?
Это только ответвление в кино. Следствие того, что киноплёнка уходит из-за своей дороговизны. Смотреть обычное кино с DVD даже в домашнем кинотеатре – это ересь и надругательство над искусством. В кинескопе нет той самой цветопередачи, получаются несуразности из разряда «жёлтая трава». И вообще – записи фильмов – это их видеоаннотации. Смотреть кино по-настоящему можно только в кинозале.

А есть что-то ещё кроме качества картинки?
Конечно! Кино – не только видео, не только звук! Кино – это когда множество людей приходит, ожидая чуда! И вдруг белая простыня оживает, на ней начинается нечто. И это – волшебство.

Как Вы считаете, будет ли «трёхмерно-вкусоощущально-запахочувствительно-осязательное кино»?
Кино – это имитация жизни, но не жизнь, и потому ему не нужно рецепторных ощущений.

Как Вы считаете, что нужно для того, чтобы фильм стал великим и вошло в историю киноискусства?
«Кино – великое искусство, рождённое в балагане» (с). Все великие картины – искусство и балаган одновременно. Например, у Тарковского балаган – показ снов. Ты можешь видеть сны, но твои сны не могут видеть другие люди.
Во всех великих картинах абсолютная реальность совмещена с балаганом. Балаган нужен фильму, потому что кино – невербальное искусство. Бывают фильмы, которые рассчитаны исключительно на слёзоотделение, но в лучших всё гармонично сочетается.

Как Вы думаете, почему великих, знаковых кинокартин в наше время становится всё меньше?
Потому что руки, сердце и голова заменяются компьютером.

В самом начале беседы Вы упомянули, что были актёром театра. Был ли у Вас опыт съёмок в кино? И вообще, насколько вы оцениваете свою известность?
Однажды меня в 2010 году позвали на ТВ. Ассистентка говорит – мы Вас объявим: «Кинодраматург Сергей Лаврентьев». Я возмущаюсь: «С какого боку?». Мне отвечают: «Так в Интернете написано». Манией величия не страдаю, но в Сеть всё-таки полез. Нашёл множество преувеличений – лауреат кинодраматургических премий, профессор ВГИКа, директор Московского кинофестиваля. Я снимался в кино как актёр всего четыре раза, да и то – Интернет приписывает мне роль, которую я не играл. С тех пор я не верю Сети.





















Tags:
Лаврентьев сам по себе классный дядька.
Если бы сам-знаешь-кто не реквизировал меня кое-для-чего, то это интервью не закончилось так быстро :D